Центр комплементарной медицины Татьяны Чернецкой

Лечение Херувимским ладаном

Херувимский ладан — недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни; им приписывают целебные свойства.[1] В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан», считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш, ладан, которым кадили в киевских пещерах во время пения Херувимской песни назывался «херувимским».

История происхождения этого вещества и традиции.

Вот история из 18 века о старице Досифеи, которая подвизалась в Киево-Печерской Лавре. Не раз послушнику Феофану, доводилось быть свидетелем ее прозорливости. Так, однажды, прп. Досифея попросила принести себе «херувимского ладана». Положив его в келье, она раздавала этот ладан приходившим к ней людям, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 года в Киеве случилась моровая язва, унесшая многие жизни. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у Досифеи ладан, остались невредимы.

1Религия

Многие же старцы XIX века, например? Амвросий Оптинский, относили использование херувимского ладана к суевериям и предрассудкам.

«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира». Преподобный Амвросий Оптинский. «Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Кликуши голосят именно в той части литургии верных, которая предшествует пению Херувимской, от кликушества помогает «херувимский» ладан — им кадили в киевских пещерах во время пения Херувимской. Максимов С. В. Собрание сочинений СПб., б/г. Т. 18. С. 160-163
Так, в одном семействе повторялись семейные несчастья. Супруги поехали в Оптину пустынь и обратились за помощью к своему земляку, иеромонаху Гавриилу. Тот вздумал было помочь их горю херувимским ладаном, но предварительно пошел с этим делом за благословением к старцу Леониду. «Чудак ты, — сказал ему старец, — поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно искреннее покаяние во грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление».

В журнале «Руководство для сельских пастырей» 1877. Т. 2. № 31 (31 июля). С. 424 — 429. , есть интересное место в редакционной переписке:

Вопрос: З-ин П. Имеет ли «херувимский ладон» спасительную или сохранительную силу, и следует ли давать его просящим, как спасительное средство в болезнях или других каких-либо случаях?

Ответ: Народ называет «херувимским ладаном» недогоревший при каждении во время херувимской песни ладан. Его считают лечебным средством. Священнику не надо давать такой ладан прихожанам, т.к. это «полуязыческое суеверие»; далее о народной медицине, заклинаниях, заговорах, ведунах и кудесниках.

Лесков в книге «Мелочи архирейской и протоархирейской жизни», рассказывает об одном богатом и очень набожном заводчике: «Иноческое фанатизироваиие довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только «целоденно молился», но даже спал в какой-то освященной «срачице», опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил «херувимский ладан» из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным».

То есть из этого текста мы видим, что «Херувимский ладан» еще различался по месту происхождения, в данном случае самый действенный из Пещеры Гроба.

По вопросу использования херувимского ладана о. Серафим (Медведев) с книге «Ответы духовного отца» пишет: «Если человек не будет вести борьбы со своими страстями ибудет читать молитвы, «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи Вышняго», с тою целью, чтобы изгнать бесов или про-гнать их от себя, – то будут ли бесы бояться такого человека?

Нет. Они будут над ним только посмеиваться и говорить: «Читай, читай, одевай на себя пояса с этими молитвами, читай «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи Вышняго», навешивай на себя херувимский ладан, кади свою квартиру, кропи ее святою водою, освящай свой дом».

Бесы над всем этим надсмехаются, потому что когда люди погружаются внечестие, то эти внешние действия сами по себе ничего незначат, бесы их не боятся, ибо они боятся только Благодати, которая опаляет их».

Отец Валентин (Мордасов) в своей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» отвчает на вопросы об использования ладана, в том числе херувимского.

Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?

Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.

Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

Мацеевич Л.С. в своих «Одесских заметках о Магницком» // Русский архив. 1898. № 2 пишет: «Лица духовного звания утверждали, что Магницкий в вере был «совершенный простец».

Сам же бывший попечитель Казанского округа в узком кругу заявлял: «Моя вера — кучерская… мы с кучером ходим в одну церковь…В какую церковь мой кучер, туда и я. А если в ней несколько священников, то если я застану в церкви кого-либо из них, то — это он, мой духовник».

Он глубоко верил в силу молитвы: «Сказано: просите и дастся вам; я так и верю. У Бога, как у отца, нужно прямо просить того, в чем есть нужда. Если нуждаешься в сапогах, так и молись: Господи, дай мне сапоги! Если у меня нет дров, я буду просить и молиться об этом, и Бог так сделает, что у меня будут дрова». Когда у него случались семейные раздоры с женой-француженкой, то он видел в них «наваждение дьявола» и поэтому «всякий раз кропил стены святою водою и курил в комнатах херувимским ладаном. Этим он прогонял бесов, как причину раздора«.

В книге «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима» я обнаружил интересный момент о «херувимском ладане»: «После обеда и вечернего ее же чаю она послала меня прямо в пещеры Дальние, и отец Иларион проводил меня в келлию преподобного Феодосия, окурил не только келлию угодника Божиего, но и всю пещеру росным Херувимским ладаном, окропил меня, келлию и всю пещеру святою водою.

Ибо, по его словам, согласным с прежде еще в Воронеже мне сказанными словами высокопреосвященного Антония, много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых письменных на то от самого митрополита разрешений, как и мне было дано».

Лечение.

Считалось, что от кликушества может уберечь (излечить) купание в крещенской проруби; накладывание пелены от рак преподобных; девятичинная просфора; пепел из церковных кадил (от трех великих обеден или «херувимский» ладан из Киева): ладанный пепел двенадцать зорь настаивают на богоявленской воде, взятой из трех — или из двенадцати — церквей, а затем поят этим настоем больных (Калуж., Орл. и пр.). (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000)

Магия. Поиск кладов

У пасхальной ночи свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты надо отправляться за околицу искать клады. И сигнал — огоньки. Кладоискателям надо взять крест, херувимский ладан, страстную свечку и знать при этом воскресную молитву. Только упаси вас Бог произносить браные слова во время поисков. (Вячеслав Федоров. «Пираты Волги»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиспам:

Посетителей на сайте:
Яндекс.Метрика
Реклама: