Уникальные свойства обычной соли
Из истории о каменной соли.
Каменная поваренная соль — одно из наиболее загадочных веществ в природе. Тяжело найти подобное вещество, которое является одновременно и полезным ископаемым, и пищевым продуктом и химическим сырьем, и лекарственным средством.
Если проследить историю поваренной соли то невольно обратишь внимание, что она знакомит с историей развития всего человечества, с историей развития культуры многих народностей, открывая совершенно невероятные страницы прошлого.
Еще в античном мире древние греки и римляне крайне высоко ценили соль. Римлянин Соллюстий писал о соли, что это вещество может заменить любую пищу, кроме хлеба, а Платон говорил, что соль любима богами. Гомер называл соль божественным даром. Плиний писал: «…наибольшее удовольствие в жизни не может существовать без соли. Это вещество так необходимо человеческому роду, что даже духовные удовольствия не могут быть лучше выражены, чем словом «соль» — такой афоризм дан проявлениям острого ума. Все наслаждения жизни, вся острота и радость, свобода и красота существования не могут найти слова в нашем языке, которое характеризовало бы их лучше, чем это».
В библейском предании о гибели городов Содом и Гоморра, наказанных за грехи жителей, говорится о том, что бог хотел спасти праведника Лота с женой. Бог приказал им выйти из города и идти не оглядываясь, но жена Лота оглянулась, и в наказание была превращена в соляной столб. Своим непослушанием она нарушила указание бога и была превращена не в простой столб, а в соляной, потому что уже в эти времена соль была одним из символов проклятья.
С очень древнего времени отношение к соли развивалось в двух направлениях: «священная» соль — символ вечности, чистоты, непорочности, постоянства и «проклятая» соль — символ зла, беды, несчастья. С одной стороны, соль очищала своей святостью, а с другой — оскверняла своим магическим свойством.
В библейских описаниях различных религиозных культов и обрядов придается огромное значение соли как символу верности, носителю святости и магически очищающему средству. Соль приобрела символический смысл союза между богами и народом. Общая трапеза, приправленная солью, знаменовала нерушимый договор и союз верности между людьми. Если человек ел с кем-нибудь соль, то он связывал себя с ним навеки. У древних евреев самые нерушимые и священные обязательства назывались «заветом соли».
Древние тевтоны, когда произносили клятву, опускали палец в сосуд с солью. Арабские и тюркские племена заключали договоры над сосудом, в котором лежала соль, и заедали клятву щепоткой соли.
В Эфиопии соль и по сей день считается символом дружбы. При встрече двух друзей они вынимают из карманов по куску соли и дают полизать друг другу. Отказаться от этого — принести своему другу очень сильное оскорбление и потерять его навсегда.
У молдуков клятва верности и дружбы произносилась над соленой водой. В Древнем Риме соль подносили в подарок каждому гостю в знак дружбы.
Отношение к соли наиболее сильно выражено в табу на соль, так называемых запретах. Табу были двоякого рода. С одной стороны табу выражает святость предмета, к которому нельзя прикасаться, чтобы не осквернить любого, кто прикоснется к нему.
В различных странах табу на соль вызывалось отношением к соли как к магически чистому и священному предмету, который люди могут осквернить своим прикосновением.
Индейцы в Калифорнии не ели соль при сборе первых плодов и после тор жественных праздников, во время которых происходит общение с богами.
Целители-колдуны и жрецы у некоторых племен Южной Америки не ели соль в течение всей жизни. А у народов Центральной Африки запрещено есть соль во время походов и переездов.
В те далекие древние времена и нечистота и святость имели одну и ту же таинственную силу. Эта сила сама по себе была недоброй и не злой, но в силу обстоятельств могла стать губительной и благодатной и во многом была связана с солью.
Вера в магическое действие соли была настолько сильной, что среди многих на родов соль стала служить талисманом во всех случаях жизни. Соль предохраняла человека, его жилье, домашних животных от колдовства, нечистой силы, «дурного» глаза. Священную в церкви соль воины брали в дорогу для предохранения от встречи с колдунами и ведьмами. В легенде о Тилле Уленшпигеле говорится: «В ночь оборотней, когда все грешные души выходят из ада, надо три раза левой рукой перекреститься и сказать: «Соль! Соль! Соль!» Это знак бессмертия и никакая нечистая сила тебя не тронет».
В дни Великого поста соль считалась сильным средством против дьявола и та лисманом против приколдованных болезней. Отсюда и произошел древний тирольский обычай посыпать солью великопостные крендели.
Кристалл соли, выросший из соленого раствора, всегда считается священным. Он висел как талисман в доме старой Европы. Чтобы предохранить себя от колдовства, неожиданной смерти, «дурного глаза» нужно было есть из него каждый день по крупинке, а если кто-то из близких родственников куда-то уезжал, то непременно с собой в дорогу брал небольшой кусочек соли.
Соль стала очень рано одной из самых важных единиц обмена. Еще в Древнем Риме войско оплачивалось солью. «Солью» называлась оплата римских воинов, и от этого произошло название мелкой мо неты в Италии — «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — жалование, и кто знает, может быть, отсюда и произошло слово «солдат».
Соляные копи вблизи города Галль-штадта были самыми древними и большими в Германии. Соль по-древнегречески называлась «галль», откуда идет название немецкой монеты — галлер или геллер, который раньше делали из соли.
Было время, когда и на Руси княжеским дружинам платили солью, а в царской России соль входила в состав жалованья. На протяжении многих веков в разных государствах, где соли было мало, она ценилась очень высоко.
В Древней Руси солеварение было одним из самых ранних промыслов. Наши предки не могли объяснить происхождение соли. Они видели, как на берегах соляных озер, под влиянием солнца оседает соль. Им казалось, что соль происходит из солнца и воды, но в воде она снова исчезает. Это нашло выражение в народных загадках: «Водой и солнцем родилась», в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает», или: «Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (водой) свидится — опять умирает».
Добавить комментарий