Алкоголизм- хромой ген судьбы
Недавние открытия генетиков доказывают, что даже если алкоголизм и пьянство — наследственные заболевания, то уж наверняка разные
В рейтинге Всемирной организации здравоохранения, классифицирующем страны по уровню алкоголизма, Россия занимает одну из верхних строчек. Согласно международной классификации болезней, алкоголизм — это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся постоянной или периодической потребностью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал необходимым компонентом жизнедеятельности.
Болезнь или дурная привычка?
Несмотря на масштаб этой проблемы в современном обществе, до сих пор невозможно дать однозначное определение алкоголизму. Психологи называют алкоголизм патологией личности, психиатры и наркологи — психическим заболеванием, а социологи утверждают, что заболевание это социальное. Так чем же является алкоголизм и прочие формы зависимости на самом деле — дурной привычкой или болезнью? Много вопросов вызывает и природа воздействия алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Над этой проблемой работают врачи, социологи и психологи, которые ищут эффективные пути лечения.
Виноваты гены
Широко известно мнение о том, что алкоголизм и наркомания — болезни, вызываемые социальными причинами. Однако результаты исследований, проведённых учёными в последние годы, дают возможность иначе посмотреть на корни этого зла. Помимо социальных, внешних причин аддиктивного поведения есть ещё и внутренние.
Эстер ван ден Вилденберг (Esther van den Wildenberg) руководит группой ученых из Маастрихтского университета (Maastricht University), которым удалось идентифицировать генетическую мутацию, вызывающую склонность к неумеренному употреблению спиртных напитков. Генетическая предрасположенность к алкоголизму частично объясняет, отчего одни умудряются «выпивать» на протяжении всей жизни, не увеличивая дозировку и не заболевая, а другие — быстро спиваются.
Исследователи из Королевского госпиталя имени принца Альфреда (Royal Prince Alfred Hospital) в Австралии под руководством Джона Уитфилда (John B. Whitfield) привели убедительные аргументы в пользу того, что злоупотребление алкоголем и зависимость от него обусловлены разными генами. Алкоголизм и бытовое пьянство часто путают, поскольку их проявления похожи. Но это, судя по всему, совсем разные вещи, имеющие разные поведенческие проявления. Пьяница «слишком много пьет» с точки зрения сложившихся социальных норм, а алкоголик не может обойтись без спиртного.
Дефицит удовлетворенности
Пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам связывают с недавно открытым синдромом дефицита удовлетворённости (reward deficiensy syndrome). Определенные изменения в генах не позволяют человеку поддерживать свой душевный комфорт, используя принятые в окружающей его культурной среде типы поведения. Наличие этого синдрома обусловлено присутствием «патологических» вариантов конкретных генов. Человек, страдающий дефицитом удовлетворённости, использует девиантные, то есть отличные от общепринятых, формы поведения. В детском возрасте это могут быть гиперактивность, непослушание, лживость, нездоровое пристрастие к сладкому. В подростковом возрасте —агрессия по отношению к окружающим, склонность к дракам, экстремальным видам спорта или, наоборот, скрытность, злопамятность.
Среди всех возможных типов поведения в сознании человека лучше всего отпечатываются те, что быстрее других приводят к самому высокому уровню душевного комфорта. Компенсация дефицита удовлетворенности может достигаться чрезмерным потреблением сладкого, самозабвенным погружением в работу, болезненным пристрастием к сексу, существует и множество других способов. Среди них алкоголь и наркотики воспринимаются сознанием как абсолютно предпочтительные, поскольку они действуют быстрее и сильнее других «лакомств», обеспечивая самый короткий и лёгкий путь к удовольствию. Однако после окончания действия алкоголя или наркотика человек не может вернуться на прежний уровень психологического дискомфорта, а опускается гораздо ниже и испытывает дисфорию — угнетённое, тоскливое состояние. Со временем причина употребления наркотиков и алкоголя меняется: если в начале они используются для удовольствия, то позднее с их помощью спасаются от подавленного состояния. Так возникает зависимость.
Шанс на выздоровление
Если верить многочисленной рекламе наркологических клиник и врачей, с лечением зависимостей дело обстоит не так уж и плохо. В действительности же процент вылечившихся совсем мал. Да и само понятие «вылечиться от алкоголизма/наркомании» неверно: вылечиться невозможно. Ремиссия, временное отступание болезни, продолжается ровно столько, сколько человек не пьет или не употребляет наркотические вещества.
Исследования причин алкоголизма и наркомании идут полным ходом, выясняются любопытные, а иногда и забавные вещи (например, что злоупотребление алкоголем притупляет чувство юмора), но революционных открытий, которые избавили бы человечество от этой напасти, не происходит. После открытия эндорфинов прорывом в области лечения наркотической и алкогольной зависимости стали вещества, блокирующие опиатные рецепторы. Молекулы наркотиков похожи на молекулы эндорфинов и беспрепятственно связываются со специальными рецепторами. Лекарства, самое известное из которых налоксон, блокируют рецепторы, поэтому ни опиаты, ни эндорфины уже не могут к ним прикрепиться и активизировать.
В начале 1960-х годов британские врачи провели интересный эксперимент. Они выяснили, что одна-единственная доза галлюциногенного наркотика ЛСД помогает эффективно избавиться от алкоголизма. Наркотик вызывал у пациентов сильные внутренние переживания и давал им силы для выздоровления. Однако лечебный потенциал наркотика был проигнорирован, поскольку в конце 1960-х он был запрещен по всему миру как препарат, представляющий угрозу общественной безопасности.
Не так давно чилийские учёные предложили лечить алкоголизм с помощью генной терапии. Суть новой методики заключается во внесении в организм гена, снижающего метаболизм этанола. Разработка учёных, возможно, сможет заменить продолжительный курс медикаментозного лечения однократной процедурой с долгосрочным эффектом.
Однако это лишь аккуратная теория. Каждый же человек стоит перед проблемой выбора. И что делать с собственной жизнью, решает каждый сам. На ум же приходит фраза о том, что жизнь — и тело, и дух — слишком драгоценные подарки, чтобы так жестоко их растрачивать.
Добавить комментарий