Биоэнергетика — Бодинамика Лисбет Марчер
Бодинамика (бодинамический анализ) или соматическая психология развития – современный развивающийся метод телесной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Лисбет Марчер и её последователями.
Для метода характерно особое понимание психомоторного развития и структур характера, сочетание холистического подхода к человеческой личности с глубоким знанием анатомии, особенно мышечной.
Доказано, что конкретные группы мышц, точнее, отклонения в их развитии, соответствуют определённым схемам поведения.
Тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема и какие темы связаны с этим возрастом.
Методы коррекции психологических проблем сочетают обычную психотерапевтическую работу с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями.
Л. Марчер развила эти идеи, исследуя специфически психологическое содержание мышечных реакций и наблюдая, в каких случаях мышцы активируются в процессе развития ребенка.
На базе этих исследований Марчер разработала теорию структуры характера и уникальный диагностический инструмент – «Телесную карту», где отмечаются основные мышцы тела, протестированные на ступень гипо- или гиперреактивности.
Данный тест обычно проводится на предварительном этапе процесса долгосрочной терапии и используется для анализа проблем развития человека в период младенчества и детства, включая рождение.
Если мышцы, активирующиеся при рождении, значимо гипо- или гипернапряжены, это является показателем того, что травма рождения до настоящего времени сохранена телом.
Бодинамический подход рассматривает рождение в контексте общего соматического рождения.
На каждой стадии процесса родов у младенца активируются высоко специализированные типы моторных рефлексов.
Наиболее значимые из них включают рефлексы, изначально связанные с вытягиванием ребенком собственного тела в ответ на сокращения матки, что завершается дальнейшим энергичным выталкиванием из нее.
В период после родов наиболее важными являются рефлексы доставания, сосания, хватания и поиска.
При идеальных обстоятельствах эти моторные рефлексы исчерпывают себя по мере того, как перестают быть необходимыми.
Однако в условиях стресса указанные типы рефлексов нарушаются и теряют способность спонтанного исчерпания. Они сохраняются телом до тех пор, пока не найдут своего разрешения в ходе терапии.
Благодаря тонкому пониманию этих рефлекторных соматических процессов и их психодиагностического содержания, аналитики бодинамики работают с процессом рождения в психотерапии людей зрелого возраста.
Проведение повторного рождения предполагает придти к пониманию, какой фактор оказался действительно травмирующим или психологически значимым при рождении индивида и создать новый, позволяющий человеку реально почувствовать, чего так недоставало в его реальном опыте рождения.
Создание нового «отпечатка» рождения — один из наиболее существенных моментов, от которого зависит успешное разрешение травмы рождения.
Так, например, если человек родился в результате кесарева сечения с применением анестезии, недостаточно просто об этом знать и ощущать соответствующие чувства.
Типы ресурсов, относящихся к рождению, включают новое чувство свободы времени, возможность изо всех сил проталкиваться вперед и выбираться, быть способным выдерживать нежелательные раздражители, умение должным образом терпеть давление, оказываемое со стороны, способность проходить через стрессовую ситуацию вплоть до ее завершения, умение принимать заботу, работать вместе, ощущение принятия, доброжелательности и поддержки.
Задача терапевта — создание возможности для возникновения этих ресурсов.
Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основывающуюся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов.
Поскольку работа идет с проблемами развития в определенной последовательности — от поздних структур к ранним, именно в этом порядке и описываются установленные семь структур характера.
Структура Солидарность — Действие.
Формирование отношения личности ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет.
Основной проблемой этого возраста является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы, формирование лидерских качеств, интересов, чувства ответственности.
Структура мнений.
Интервал от 6 до 8 лет.
Здесь формируется способность различать, аргументировать и отстаивать собственное мнение, оценивать и взвешивать мнения других людей.
Структура Любовь — Сексуальность.
Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет.
Происходит осознавание половой принадлежности, различие ролей поведения в семье и жизни, развивается чувственность и любовь.
Структура воли.
В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире.
Формируется постановка задач и требуется проявление личной силы, на разных уровнях для разных целей.
Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать «нет» и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно.
Структура автономии.
В возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей.
Структура потребности.
С рождения до 1,5 лет основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру.
Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным или резким и недоверчивым.
Ментальная — эмоциональная структура существования.
Рассматриваются опыт внутриутробного существования, рождение и время непосредственно после рождения как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования.
При благоприятных обстоятельствах на некотором базовом уровне человек ощущает себя желанным и получившим право на существование.
При наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребенок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя.
Многие проблемы, связанные с перечисленными структурами, возникают во внутриутробном периоде.
В соответствии с данным методом, двигаясь от поздних структур к ранним, с проблемами, сформировавшимися в период внутриутробного развития, работают в последнюю очередь.
Добавить комментарий