Святой Илья пошли дождя
Жаркое лето 2010 г. Россия в огне. Вся Росссия просит — Святой Илья пошли дождя.
ильин день (2 АВГУСТА) Ильин день, святой Илья (Илия), Илья Громовержец, Илья Пророк, Илья Грозный
Народные приметы на Ильин День
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
С Ильина дня ночь длинна.
Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября). После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.
На Илью до обеда лето, а после обеда — осень. Придет Илья — принесет гнилья.
На Ильин день и камень прозябнет (начинаются утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против ветра.
Илья грозы держит и наводит.
О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит.
Поскольку Илья Пророк назван также громовиком, то в этот день особенное значение приобретают приметы, связанные с дождем, грозой, громом.
Илья Пророк — громобой.
Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Гром беспрерывный — будет град.
Гром гремит долго и не резко — к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.
Ильинским дождем умываются и окачивают скотину от призора.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня
— из закрома.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро
— много.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много. Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой. На Илью грех возить сено — Илья его сожжет. На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой. Илья Пророк — косьбе срок. На Илью грех сено возить — Илья его сожжет.
До Ильина дня сено сметать— пуд меду в него накласть, а после Ильина дня — пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой. С Ильина дня защипывают (собирают) горох. Илья жниво начинает — лето кончает. Петр с колоском, Илья — с колобком.
Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Фрола и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
Новая новина на Ильин день — сеют на Ильинской (первой) соломе.
К Ильину дню хоть кнутом прохлыстни, да заборони (пары).
До Ильина дня хоть одним зубом подери (пашню под озимье).
В Ильин день если с утра облачно, то озимый сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.
На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
С Ильи Пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
С Ильина дня начинаются утренники.
Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.
После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.На Ильин день защипывают горох На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты.
До Ильи грачи поодиночке, а после — большими стаями.
Ильинский рой не в корысть поздний (то есть не успевает запастись пищей).
До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается.
С Ильина дня вода студена станет, купаться нельзя.
Если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть.
С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает — оттого, что в этот день будто бы через реку олень переплыл и воду остудил.
Илья Пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
В день Ильи Пророка можно работать только на пчельнике, ибо пчела — Божья пташка, Божья работница.
Быт русского народа
ИЛЬЯ ГРОМОНОСНЫИ. ИЮЛЯ 20 ( по старому стилю)
Св. пророк Илья представляется народом громоносным: он производит гром и молнию. По его воле бывают дожд проливные и наводнения; засухи, бездождия и росы благотворные.
Во время бездождия и безведрия молятся Господу, умоляя св. Пророка о ходатайстве. «Илия словом дождь держит на земли и паки словом с небесе низводит,— говорит одна церковная песнь,— тем же молим Тя: Того молитвами щедре после дожди водные земли, с небесе»*.
Иные ставят в посуде на воротах несколько ржи или овса и просят священника провеличать Илью, дабы он послал дождь, по этому случаю поют тропарь «Илия славный» и пр.
Другие величают Илью на Светлой неделе, когда священники ходят по домам с молебнами. В Малороссии думают: когда гром гремит, тогда Илья разъезжает по небу на огненной колеснице и бросает стрелы, а молниею поражает укрывающегося черта.
Последнее мнение господствует во всей России. Если гром гремит, то верят, что Илья ездит по небу на огненной колеснице и убивает стрелою дьявола, который повсюду тогда укрывается под разными видами, особенно под видом младенцев, и просит у людей убежища.
Если бы злой дух спрятался и за образ Божий, то и он, и образ не будут пощажены. Громовая стрела, поразив черта, уходит в землю и там остается три года. После находят ее на земле в виде кремня.
В страданиях колотьем окатывают тот кремень водою, и этой водою обливают больного. Некоторые бегут к реке во время грома, чтобы умыться, но перекрестясь наперед. Староверы утверждают: кто часто или всегда ест гнилой хлеб, тот не будет бояться грома.
Услышавшие в первый раз гром должны умываться с серебра, отчего лицо побелеет, зарумянится, и сам <он> поздоровеет. Многие уверяют, что они находили стрелы, которые поражали людей, прогневивших Бога.
По этому-то мужик, когда гремит гром, с ужасом крестится и читает молитву, отчего произошла поговорка: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Считают того басурманом, кто не крестится при громе, и думают, что черт, который во время грома бегает повсюду и ищет себе убежища от гнева Божиего, переселяется в неперекрестившегося, и тогда Бог говорит дьяволу: «Человека не пощажу, а тебя достану».
Илья считается еще починателем жатвы, и потому говорят: «Св. Илья зажинает жниво», ибо это время есть время всеобщей жатвы. В Малороссии после дня св. Ильи (июля 20) перестают купаться, говоря: «Св. Илья смутыв воду».
Вероятно, это потому, что вода нагревается тогда и делается нездоровою. В Белоруссии думают, что осень наступает с Ильина дня, и потому говорят: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень».
Конечно, это произошло оттого, что солнце, сделав с июня 10 поворот на осень, уменьшает рабочие дни, которые тогда дороги для поселянина.
В некоторых местах России закалывают накануне Ильина дня быков и телят и пируют в честь пророка Ильи. В Орловской губернии поселяне ходят в сам Ильин день на поля служить молебны о ниспослании благословения на успешное снятие жатвы. Замечают: если в день Ильи бывает дождь, то будет мало пожаров.
Досужие толкователи прибавляют: если не бывает грома, то непременно убьет кого-нибудь грозою или зажжет дом. Те же толкователи утверждают, что в этот день дана воля всем гадам и лютым зверям, а потому не должно выгонять скот в поле.
Пермяки собираются в день Ильи из двух или трех деревень в одну, приводят сюда быка или теленка, закалывают и готовят общий пир. В день же Прокопия убивают барана и потому едят жареного.
Пророк Илья бывает умоляем от них приношением быка, а великомуч. Прокопий приношением барана. В день Ильи не выгоняют скота в поле, веря и уверяя других, что тогда свирепые звери и ядовитые гады, оставляя свои норы, рыскают по полям и лесам, ища себе добычи.
Один из самовидцев рассказывал мне, что он, пришедши однажды к богатому мужику-пчеловоду в селение (Смоленского уезда), увидел, что он расставлял иконы, прилеплял к ним свечи, накрывал стол скатертью и ставил угощения.
Мужик был очень рад его посещению, немедленно поставил для него на стол соты меда и свежие огурцы и просил с поклоном поесть чего-нибудь, сам же ставил в то время в передний угол лукошко с рожью и потом положил на стол большую булку. «А это к чему, любезный мой?» — спросил он у него. «Да вот, мой батюшка Хведорович,— отвечал он,— со святыми прийдут водосвятя, видишь её летаж неутоворно Богу.
Бог благословил меня райками, дак хочу отслужить молебни св. Илью. Посядитётка да покушайте в доброе здоровье, а вот прийдет в часинку отец Иван, и вам и яму будет вясели». Через несколько минут приехал священник, а вслед за ним пришли со святыми.
Крестьянин встретил образа у ворот своего дома, сделал земной поклон и потом иконы перенесли через него: он встал, перекрестился, поцеловал образа и вдруг нахмурился. Постояв несколько минут в смущении, он взял одну икону, внес в избу и поставил на приготовленном в переднем углу лукошке, прочие же иконы поставил рядом.
Зажгли свечи, и началось водосвятие; по окончании водоосвящения священник сел за стол, на коем стоял мед, а о молебне ни слова.
Очевидец этого действия, думая, что добрый старик забыл свое обещание, напомнил ему: «Что же, старик, ты хотел служить молебен св. Илье?» — «Хотев бы дужа,— отвечал он,— да вишь, батюшка не взяв с собою св. Ильи».— «Помилуй! Да разве отслужить нельзя?» — возразил он. Старик взглянул на священника, тот молчал. Потом мужик сказал: «Уже до иного разу; нету св. Ильи».
Добавить комментарий