Рождественская Кутья — это обрядовая еда
Кутья почиталась как хранительница здоровья. Приносила большуха ввечеру 6 января зерна, в ступу сыпала, а муж тем временем по воду шел.
С зерен шелуху обобрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после кашу варили. Мёду добавляли, соку конопляного, коровьего масла.
Томилась каша в протоплённой русской печи. И пахла она дурманно, сладко, в ней таились и солнце, и чистота природной водицы.
Эта обрядовая еда должна была в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась — и день уродился. И год в гору пошел. А худая кутья — сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок — сулила худой год.
Девушки на кутью слушали, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумает сватов к ней засылать.
Рождественская кутья, или сыть
1 стакан пшенной или перловой крупы, 1 литр воды, ? стакана изюма, 100 грамм меда, 100 грамм мармелада, 50 грамм очищенных орехов.
Крупу тщательно промыть и отварить до мягкости, добавив в середине варки тщательно промытый изюм. Затем откинуть на решето, обдать холодной водой, дать воде стечь и выложить на блюдо. Мёд растворить с небольшим количеством воды, смешать с кутьёй и толчёным грецким орехом. Украсить мармеладом, часть которого можно смешать с кутьёй.
Поминальная кутья готовится на родительский день, или на Радуницу
Готовится из рисовой крупы на воде или молоке с добавлением изюма.
Укладывается на блюдо горкой.
Кутья из пшеницы
Пшеницу отварить до готовности и дать остыть. В остывшую пшеницу добавить мед, грецкие орехи, изюм, истолченный и сваренный в подслащенной воде мак. Все перемешать, сложить в форму и сверху присыпать сахарной пудрой.
500 г пшеницы, 2/3 стакана меда, 1 стакан ядер грецких орехов, 1 стакан изюма, 1/2 стакана мака, 1/2 стакана сахарной пудры.
Кутя
Кутья?, ко?ливо, кану?н (рум. coliv?, сербск. кољиво, укр. кутя) — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды»). Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце ее, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Рождества, Нового года и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья (перед Новым годом), Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением), у русских кутейником называют Рождественский сочельник. «На кутью» у восточных славян приглашали Мороз, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.
Также кутья благословляется в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
Известны гадания с рождественской кутьей.
Происхождение
Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался kollyba, и в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.
Добавить комментарий