Кайрос — Древнегреческий Бог счастливого мгновения
Кайрос — малоизвестное греческое божество, олицетворяющее счастливое мгновение.
Его изображения встречались очень редко, так как считалось, что не каждый оказывается достойным увидеть Кайроса, уловить миг его появления и воспользоваться им.
Мифы повествуют, что Кайрос всегда появляется обнаженным, чтобы никто не мог удержать его за одежды, он неуязвим и мгновенно проносится мимо.
Что такое счастливый случай? Это лишь не познанный нами закон, это заслуженное человеком стечение обстоятельств, когда ему предоставляется возможность сделать шаг навстречу собственной Судьбе.
Загадка Кайроса, как говорят древние легенды, в том, что лучший способ увидеть его — посмотреть не физическим зрением, а глазами души; услышать же шаги его приближения поможет лишь внутренний слух, бдительность и тонкость души.
Кайрос — древнегреческий бог счастливого мгновения.
Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос — это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. Кайрос — бог, покровительствующий шансам, благоприятным моментам и счастливым мгновениям.
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или время прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер).
Кронос — время старое, а Кайрос — время новое, юное и вечно возобновляющееся. Нашей жизнью правят и Кронос, и Кайрос. С одной стороны, Кронос — это календарное время, время, которое последовательно отсчитывает часы и события. В мифологии это отец Зевса, пожирающий собственных детей в своем вечном течении. С другой стороны, это Великое Таинство, обозначающее сокровенный Божественный Промысел, который никто не может изменить и которого никто не может избежать.
У Стивена Кови читаем: «Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов.
Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — „подходящего времени“, „качественного времени“. Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: „Хорошо провели время?“ Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени».
Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. Он изображался с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.
О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр.
Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу.
До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко.
В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, ‘блистающего расцветом молодости’ и очень напоминающего Диониса.
Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков.
Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, ‘порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности’. Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь.
Увидеть Кайроса — благоприятный момент — можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс.
Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится.
По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом — Кайросом — ты пренебрег, и его уже не вернуть…
Хотя происхождение самого имени ‘Кайрос’ непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как ‘изначальное слово’ или ‘слово-семя’, поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери.
Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: ‘Ты произнеси ‘Кайрос’ и смотри, что перед тобой откроется!’ (Павзаний).
Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени ‘Кайрос’: ‘подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия’, ‘особо благоприятное дерзновение’, ‘справедливая мера всех вещей’, ‘миг вне времени и предшествующий времени’, ‘время Кайроса коротко — оно не ждет’, ‘мгновение великого счастья’.
В метафизике Плотина есть понятие Онто-Кайроса — Единого Сокровенного Божественного Начала, находящегося у истоков всего сущего и одновременно дающего первый импульс для любого цикла Космического Сотворения.
Плотин ссылается на Платона, утверждая, что Кайрос — это также и Высшее Благо; а Арцесилай из Питаны говорит: ‘Самое большое достоинство Философии состоит в том, что она помогает понять суть ‘Кайроса’ — подходящего момента для каждой вещи’. Орфики называли Кайроса ‘Временем для посева’ и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что ‘подходящий момент’ — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.
Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие ‘подходящую меру всех вещей’. ‘Измерять’ с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи то значение, которое она на самом деле имеет.
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.
Прометей — тот, кто видит и думает ‘вперед’, еще до того, как события начинают происходить. Его способность ‘ясного видения’ связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед — к каким результатам приведут его шаги и поступки.
Эпиметей — недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать.
Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества — надежда. Эпиметей — это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном.
В древности говорили, что Эпиметей символизирует раскаяние, которое всегда испытываешь, упуская шанс. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, — ‘чуб Кайроса’, который так и не удалось вовремя схватить…
Однако существует таинственная связь между раскаянием и надеждой, раскаянием и искуплением. Пифагорейцы говорили, что боль, которую человек испытывает из-за неиспользованных возможностей и упущенных шансов, пробуждает в его Душе любовь к Мудрости — тягу к Философии. Они также говорили, что тот, кто может ответить на вопрос, почему он упустил свои жизненные шансы, уже ступил на путь искупления.
В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:
— Откуда приехал скульптор, твой творец?
— Из Сикиона.
— Скажи его имя.
— Лисипп.
— А ты кто?
— Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
— Почему ты бежишь на цыпочках?
— Потому что я всегда спешу.
— У тебя крылья даже на ступнях?
— Я же быстрее ветра.
— Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
— Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
— Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
— Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
— А сзади почему ты лысый?
— Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
— А почему скульптор сотворил тебя?
— Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.
2 комментария: Кайрос — Древнегреческий Бог счастливого мгновения
прикольно мне тоже понравилась эта идея
Автору особая благодарность-Кайрос был схвачен.