Центр комплементарной медицины Татьяны Чернецкой

Шутов камень

Шутов камень (Киндяковский камень, Кимершинское святилище) — валун длиной 1,5 метра
Издавна является местом поклонения.
По поверью является одним из 9 осколков Алатырь-камня — оберега Московского княжества.

Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась километров на двадцать вокруг.
Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку.

Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье.

Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода: «если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет.

Популярность Шутова камня в старину была очень велика…»

Действительно, предания, связанные с Киндяковским камнем, достаточно типично. Народная молва издревле приписывала воде, коснувшейся поверхности священных камней, целебную силу. И тем не менее, Киндяковский камень явно выделяется из множества подобных ему камней. Вернее, — выделяется среди других самое место, на котором он положен. Когда собираются на один пятачок земли бобры, зайцы, лоси, кабаны, выходит из леса осторожный и величественный олень, и за ними за всеми тянутся к этому пятачку люди — это критерий. А здесь — еще того больше — слияние трех вод.
Не так прост, как может показаться, и лес на обступающих долину холмах. Думается, имя его — Шутов Лес — древнее многих окрестных деревень. Ведь шут — это не только кривляющийся придворный придурок, это еще и бес. Вспомним распространенные поговорки «А и шут с ним», «Шут его знает», где слово это употреблено в значении «бес», «черт». Но ведь «бес» — это уже позднее, это уже после Крещения Руси. А до того? «Бог»? Богов Лес, Лес Богов?

Историк Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, пишет об очень странном эпизоде в истории северо-востока Руси. Якобы однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень, огромный валун. Он шел даже против течения и поэтому стал почитаться у местного народа как священный. Со всеми вытекающими из этого последствиями – ритуалами вокруг него, посвящением во власть на камне и жертвоприношениями. Камень на Кимерше породил также множество поверий о своей исцеляющей силе и способности защитить прикоснувшегося к нему человека от врагов.

Тот же Татищев упоминает о другой легенде, когда по реке Яхроме, тоже против течения, приплыл к людям чудотворный крест, прикоснувшись к которому мгновенно прозрела женщина, слепая от рождения.

В обеих легендах интересны как совпадения, так и различия: и крест, и камень, приплыли по рекам, расположенным недалеко друг от друга, оба против течения, оба являлись исцеляющими.

Но камень – языческая святыня, а крест – христианская. И поскольку на заре христианства многие языческие праздники и действа сознательно заменялись православными аналогами, можно предположить, что в основе обеих легенд лежит какое-то одно явление.

Кстати, тот самый чудотворный крест до революции находился в Успенском соборе в Дмитрове, а сейчас хранится в запасниках Третьяковской галереи.

В «Описании путешествия в Московию» 17 века немецкого ученого Адама Олеария приводится легенда: «в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой Алатырь-камень. Разбили его на девять частей и положили их у Сергиевой лавры, Коломны, Серпухова, Дмитрова, и еще пяти городов. Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед». Далее Олеарий пишет о том, что к этим камням, разбросанным у девяти городов, постоянно приходят люди в надежде на исцеление, а великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед самым походом на орду. Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой. Так и вышло: это было знаменитое стояние на реке Угре, где дружины Ивана III и татары встретились, постояли напротив друг друга и разошлись! Опять разошлись! А что если некий загадочный камень в Шутовом лесу у Дмитрова, что, якобы, помогает одолеть врагов, и был той веской причиной, по которой сын Александра Невского, князь Дмитрий, неожиданно отправился из Переяславля в Дмитров? Может быть, и он хотел таким образом обеспечить себе победу над братом? Интересно также другое: во время Великой Отечественной войны немцы остановились у Дмитрова и без каких-либо видимых причин не стали развивать наступление в этом направлении. Город только обстреливали.

Местные краеведы подтвердили: в окрестностях Дмитрова, действительно, есть так называемый Шутов лес и находится он возле села Турбичево. Рядом еще несколько деревень – Глухово, Кульпино, Пешково, Киндяково. Местность там довольно болотистая.

Обследование камня показало странную вещь: он почему-то держится на поверзности, хотя лежит на болоте, и давно должен был утонуть. Непонятно также, почему он оказался на этом месте. Ледниковое происхождение? Но рядом не было других камней, а ледник не приносит валуны по одиночке! Метеорит? Великоват для метеорита. Три абсолютно параллельные полосы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Что бы это значило?

Таких трех полос в древности было достаточно, чтобы посчитать камень волшебным. Возможно, верования древних людей о камнях и не лишены здравого смысла, но говорить определенно никто не может: камни до сих пор остаются малоизученной областью науки. Тем не менее, некоторые ученые считают, что камни дышат и у них даже есть пульс: каждый удар длится около суток, и поэтому обнаружить его можно только при помощи специальной аппаратуры.
Огромный валун в человеческий рост, принесенный сюда ледником, издавна является местом поклонения. Современные апологеты язычества утверждают, что именно из-за Шутова камня успешно завершились многочисленные объединительные встречи русских князей в Дмитрове. Ездили ли сюда князья, доподлинно неизвестно, но многие жители окрестных сел и городов охотно сюда приезжают, чтобы попросить об исполнении желания, и на всякий случай брызгают на камень водкой. Православные священники, не зная, как реагировать на языческие увлечения паствы, установили здесь несколько православных крестов. Но брызгать чем бы то ни было на кресты идолопоклонникам строго-настрого запрещено.

Как доехать:
На автомобиле по Рогачёвскому шоссе (P-113, съезд с Дмитровского шоссе после пересечения Клязьминского вдхр) до поворота направо за Клусово. Далее 3 км через Киндяково до ручья пока дорога не начнёт сворачивать влево. По тропинке вправо около 150 м.
Электричкой до станции Лобня, затем автобусом №50.

6 комментариев: Шутов камень

  • rass:

    автору особая благодарность.

  • free oboi:

    хочу высказать своё мнение: статья интересная, надеюсь комментаторы присоединятся ко мне

  • Konstantin:

    Чем-то запало в душу и добавил в избранное. Офигенный пост :)

  • Blood:

    Я живу возле этого камня! Фото устарели и местность сейчас совершенно другая там! Но в одном я согласен, что камень остается загадкой для многих….

  • Юлия:

    Я только вчера узнала о таком загадочном месте… Муж обещал отвезти, показать ))

  • Заряница:

    Здравия Всем, всем советую посетить это Доброе место, были с мужем, приносила требу Велесу и Мокоши. Вода в ручье очень вкусная и чУдная)). Всех благ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Индекс качества сайта:
Посетителей на сайте:
Яндекс.Метрика

Мы в соц. сетях: