ГЛАВНАЯ

Про магию и не только...

 

Вальпургиева ночь

Святая Вальбурга- ничего ведьминского.

Ночь Вальбурга

Вальпургиева ночь


Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века.Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. День богини Рауни

Но кто именно и почему подарил празднику ведьм свое имя?
 

Вальпургиева ночь в наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию. 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками - первый весенний праздник.
Вальпургиевая ночь

Старые женщины и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом; т.е. песнями и плясками, встретить 1-е мая.
Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
 

Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии.
 

Святая Вальбурга- ничего ведьминского.
 

Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) -- реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г.

 Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы.
 

Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском.

 Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии.
 

В 748-м дядя Вальбурги, Бонифаций, решает создать в Германии систему монастырей.

 По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе -- и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу встречали с благоговением.

 С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм).
Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем.

Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу.

 

Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г.

 

Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись.

 

Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу... Вскоре -- а именно 1 мая -- останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней.

 

Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.

 Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября).

Но главный день св. Вальбурги - первое мая.

 Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта.

 

Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени...
Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно.

 

Посох -- знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря.
 

Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы --священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, -- обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых.
 

Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный "помощник". У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. А одну из богинь так и звали -- "мать пуделя". Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы "кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда.
 

А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел, что его рожь превратилась в золото.
 

Охотники -- зима, убегающая девушка -- весна. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы.

Это поверье использовали в коммерческих целях. Семь лет назад предприимчивый немецкий диджей Максимилиан Ленц (в народе DJ Westbam) придумал молодежный праздник "MayDay" ("Майский день"). Каждый год в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая в дортмундский зал "Вестфалленхалле" съезжаются молодые люди со всей Германии, чтобы вволю натанцеваться, познакомиться с ровесниками, а также услышать самую прогрессивную танцевальную музыку.

 

Ночь Вальбурга


Праздник начала мая присущ всем германским народам.
Оксфордский Словарь Святых говорит нам, что "день святой Валупурги 1 мая неуместно совпал с языческим праздником начала лета и ведьминскими шабашами, обряды которых не имеют никакого отношения к святой Валупурге
 

Не исключено, однако, что функция покровительницы зерновых культур, приписываемая ей и представляемая тремя кукурузными початками на ее изображениях, была унаследована ею от Матери-Земли (
 

Тем не менее многие народы придают названию «Вальпурга» языческое прочтение.
Оригинальная форма названия – Вальдбурга (Wald-Burga - защитница леса). Однако, похожее имя, Валубург (Waluburg), принадлежало германской провидице во втором столетии н.э.; это вероятно происходит из *walus (палка или посох), так же, как слово "Völva" (Simek, Dictionary, и таким образом полностью соответствует этой колдовской ночи.
 

Ночь Вальбурга пожалуй наиболее известна как ночь, когда ведьмы собираются на шабаш, как на горе Броккен в горном массиве Гарц (Германия) - это место упоминается как место их сборищ еще в пятнадцатом столетии.
 

Подобные верования в русском фольклоре отражены в известной пьесе Модеста Мусоргского "Ночь на Лысой Горе". Возможно шведские и финские «пасхальные ведьмы», упомянутые в материале об Остаре, имели отношение именно к этому времени, а затем это верование было перенесено на более раниий праздник – Остару.
 

В Ютландии имела место особая молитва, произносившаяся в это время, с просьбой благословения для коров и телят, лошадей и жеребят, овец и ягнят, козлов и козлят, свиней и поросят, гусей и гусят, коровьего и овечьего молока, пива и бренди, брожения и выпечки и т.д.- повторения и внимание к деталям есть ни что иное как признаки магического заклинания.
 

Молитва также включала заговор, изгоняющий "всех йотунов и троллей... на юге и севере, востоке и западе" от дома; вероятно, датчане разделяли общее отношение к этой ночи как к ночи волшебства, когда все потусторонние силы находятся в непосредственной близости от людей .
 

Как и во время Йоля, дом и скотина тщательно оберегались этой ночью. Рябина и кресты, обвязанные с красной нитью, были двумя из самых популярных способов защиты, использовавшихся в это время христианами против ведьм и троллей.
 

В Асатру более подходящее действие – выставить на улицу еду и питье для тех, кто блуждает в ночи, подобно кельтам, точно так же поступающим в эту ночь.
 

Это хорошее время для сейда и любых видов предсказательных практик.
 

Ночь Вальбурга была также ночью народных гуляний, одно из которых было подробно описано Николаем Джегером в начале восемнадцатого столетия.
 

Люди разъезжали по деревням под барабанный бой; один человек шел впереди, неся белое полотнище с крестом на нем. Далее следовали люди, несущие "Майский шест" («Майское Дерево»), вокруг которого плясали в каждой деревне, в которую прибывала эта процессия. Народ гулял допоздна, выпивая, танцуя и веселясь .
 

В Скандинавии ночь Вальбурга (немецкое название было просто переведено как Valborg) символизирует начало настоящей весны и время большой радости.
 

В Упсале университетские студенты надевают белые колпаки и празднуют конец зимы; в Хельсинки проводятся общегородские уличные гуляния, с ликованием и выпивкой на всю ночь.
 

В старину этот праздник, чаще всего проводился на вершине горы или на кладбище.
 

Ночь Вальбурга - также ночь для любви - германский эквивалент современного западного Дня Св. Валентина: юноши собирают зеленые ветви и цветы, которые они кладут в окна или двери своих избранниц перед рассветом Майского Дня.
 

Поэтому, наряду с ведьминским шабашом, ночь Вальбурга понимается современными Асатруа как праздник Фрейи, патронессы волшебства и любви.
 

Это очень подходящий для современных язычников момент для того, чтобы дарить любимым подарки и открытки; янтарное сердце - очень подходящий подарок как признание в любви.
 

Согласно немецкому фольклору, это - ночь, когда над спрятанными кладами горит синее пламя – проявление огненной силы золота. Это заставляет вспомнить посвящение Фрейи из Гулльвейг в Хейд, когда женщина-золото была трижды сожжена и возродилась как провидица.
 

Огни - важная часть празднования в это время, особенно костры. Костер, разожженный трением дерева о дерево - вид самого сильного волшебства, особенно чтобы отвести плохую судьбу, болезнь, или проклятия: и ночь Вальбурга - самая сильная ночь для такой работы.
 

Через дым от таких костров проводили скотину, чтобы чистить и защитить ее, люди прыгали через огонь, чтобы обрести добрую удачу.
 

Помимо всего прочего, обычай в , когда на таком костре кипятилась вода в горшке и разбрызгивалась воды на людей скотину, страдающих от болезней Такие костры часто складывались из древесины девяти пород.
 

Наряду с огнями, в традиционном праздновании ночи Вальбурга активно используется растительность.
«Майское Дерево», большая ветвь, украшенная лентами, проносимая по деревне в праздничной процессии ("Внесение мая"), известно от юга Германии до Скандинавии, и, возможно, была частью германских весенних/летних обрядов уже Бронзовый век, как показывают шведские и датские наскальные изображения.
 

Для этого в основном использовалась береза, и процессия останавливалась перед каждым домом. Хвойные породы также были общепринятыми для Майского Дерева, возможно, потому что их иглы считались защитой от злых существ .
 

Майское Дерево часто очищалось от коры и ветвей, оставлялась только листва на самой верхушке. Эти деревья ярко символизируют фонтанирующую силу возрождения и плодородия.
 

Яичные скорлупы также использовались, для украшения Майского Дерева, подобно «яичным деревьям», до сих пор использующимся в Германии во время Остары.
 

Майское дерево, по очевидным причинам, может трактоваться как специфическое воплощение силы Фрейра, хотя в некоторых частях Швеции ему придавалась форма женской фигуры.
Майские деревья бывают множества различных форм. Типичное баварское Майское дерево, например, - это длинный шест, окрашенный синими и белыми полосами или обвитое лентами, и увешанное гирляндами.
На это Майское Дерево привешиваются вещи, символизирующие работу всего населения деревни.
 

В Англии к верхушке Майского Дерева того же типа крепятся длинные ленты, обвиваемые вокруг него в традиционном «майском танце», дерево оно также украшается ветками и цветами
 

Датское Майское дерево часто имеет форму креста, с венками, свисающими с перекладины; оно также украшается зеленью и лентами.
 

В баварской и немецкой Богемии, Хранитель Знаний также наблюдал все еще бытующий в народе обычай на Майский День украшать живые березы во дворах цветными лентами.
 

В Дании, молодые женщины ходили в лес, чтобы делать венки из цветов, которыми, когда они возвращались в деревню, они короновали Майского Жениха (выбранный прошлогодней Майской Невестой); после этого он выбирал девушку для коронации ее как его невесты.
 

В Германии юноша покрывался березовыми и ивовыми ветвями и зелеными прутьями, так чтобы никто не мог его узнать; затем народ должен был угадать его имя. Когда имя юноши было названо, его раскрывали и ветви делились между всеми людьми, особенно молодыми девушками, которые затем клали их на подоконники . Иногда он мог нырнуть в водоем, так чтобы летящие от него брызги благословили стоящих вокруг.
 

Здесь, очевидно, юноша представлялся воплощением Фрейра или подобного бога, ненадолго приходящего в Мидгард, чтобы благословить людей.
 

Майские Король и Королева, возможно, олицетворяли жизненную силу Фрейра и Фрейи; также возможно, что - особенно в областях, где выбирался только один правитель мая - они, представали в образе жертвы, подобно девушке, принесенной в жертву Последнему Снопу .
 

Эти события традиционно происходили не в ночь Вальбурга, а непосредственно в Майский День, что позволяло находиться под открытым небом всю ночь или снова встречаться с утра.

 

Вальпургиева ночь

Святая Вальбурга- ничего ведьминского.

Ночь Вальбурга

Блог сайта

Сообщество посвящённых

 

Эзотерический магазин Сам себе Маг

 

Статистика сайта:

Колл. посетителей за сегодня

Яндекс.Метрика