Святая Вальбурга- ничего ведьминского.
Но кто именно и
почему подарил празднику ведьм свое имя?
Вальпургиева ночь
в наиболее значительный из языческих праздников, посвященный
плодородию. 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось
язычниками - первый весенний праздник.
Старые женщины и
вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих
обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под
страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах,
чтобы подобающими образом; т.е. песнями и плясками, встретить 1-е
мая.
Название же
произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св.
Вальпургии.
Святая Вальбурга-
ничего ведьминского. Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) -- реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г.
Она была дочерью Ричарда, одного из королей
Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии.
Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском.
Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. В 748-м дядя Вальбурги, Бонифаций, решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе -- и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу встречали с благоговением.
С тех
пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при
водобоязни и в шторм). Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу.
Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г.
Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись.
Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу... Вскоре -- а именно 1 мая -- останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней.
Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.
Позже ее останки развезли
по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей
(25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта.
Но если приглядеться к древним фрескам во множестве
церквей ее имени...
Посох -- знак того, что Вальбурга была основательницей
монастыря.
Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и
холмов. Липы --священные деревья языческой богини плодородия Фригги,
горы, особенно одинокие, -- обиталища Хольды, а также форпосты мира
мертвых.
Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой
никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских
языческих богинь это самый распространенный "помощник". У Фригги
были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. А одну из богинь так и
звали -- "мать пуделя". Кроме того, образ собаки связан с
плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы
"кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда.
А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть
легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от
охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее.
Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел,
что его рожь превратилась в золото.
Охотники -- зима, убегающая девушка -- весна. Прямая связь с
языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым.
Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно
полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни
вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы.
Не исключено, однако, что функция покровительницы зерновых культур,
приписываемая ей и представляемая тремя кукурузными початками на ее
изображениях, была унаследована ею от Матери-Земли (
Тем не менее многие народы придают названию «Вальпурга» языческое
прочтение.
Ночь Вальбурга пожалуй наиболее известна как ночь, когда ведьмы
собираются на шабаш, как на горе Броккен в горном массиве Гарц
(Германия) - это место упоминается как место их сборищ еще в
пятнадцатом столетии.
Подобные верования в русском фольклоре отражены в известной пьесе
Модеста Мусоргского "Ночь на Лысой Горе". Возможно шведские и
финские «пасхальные ведьмы», упомянутые в материале об Остаре, имели
отношение именно к этому времени, а затем это верование было
перенесено на более раниий праздник – Остару.
В Ютландии имела место особая молитва, произносившаяся в это время,
с просьбой благословения для коров и телят, лошадей и жеребят, овец
и ягнят, козлов и козлят, свиней и поросят, гусей и гусят, коровьего
и овечьего молока, пива и бренди, брожения и выпечки и т.д.-
повторения и внимание к деталям есть ни что иное как признаки
магического заклинания.
Молитва также включала заговор, изгоняющий "всех йотунов и
троллей... на юге и севере, востоке и западе" от дома; вероятно,
датчане разделяли общее отношение к этой ночи как к ночи волшебства,
когда все потусторонние силы находятся в непосредственной близости
от людей .
Как и во время Йоля, дом и скотина тщательно оберегались этой ночью.
Рябина и кресты, обвязанные с красной нитью, были двумя из самых
популярных способов защиты, использовавшихся в это время христианами
против ведьм и троллей.
В Асатру более подходящее действие – выставить на улицу еду и питье
для тех, кто блуждает в ночи, подобно кельтам, точно так же
поступающим в эту ночь.
Это хорошее время для сейда и любых видов предсказательных практик.
Ночь Вальбурга была также ночью народных гуляний, одно из которых
было подробно описано Николаем Джегером в начале восемнадцатого
столетия.
Люди разъезжали по деревням под барабанный бой; один человек шел
впереди, неся белое полотнище с крестом на нем. Далее следовали
люди, несущие "Майский шест" («Майское Дерево»), вокруг которого
плясали в каждой деревне, в которую прибывала эта процессия. Народ
гулял допоздна, выпивая, танцуя и веселясь .
В Скандинавии ночь Вальбурга (немецкое название было просто
переведено как Valborg) символизирует начало настоящей весны и время
большой радости.
В Упсале университетские студенты надевают белые колпаки и празднуют
конец зимы; в Хельсинки проводятся общегородские уличные гуляния, с
ликованием и выпивкой на всю ночь.
В старину этот праздник, чаще всего проводился на вершине горы или
на кладбище.
Ночь Вальбурга - также ночь для любви - германский эквивалент
современного западного Дня Св. Валентина: юноши собирают зеленые
ветви и цветы, которые они кладут в окна или двери своих избранниц
перед рассветом Майского Дня.
Поэтому, наряду с ведьминским шабашом, ночь Вальбурга понимается
современными Асатруа как праздник Фрейи, патронессы волшебства и
любви.
Это очень подходящий для современных язычников момент для того,
чтобы дарить любимым подарки и открытки; янтарное сердце - очень
подходящий подарок как признание в любви.
Согласно немецкому фольклору, это - ночь, когда над спрятанными
кладами горит синее пламя – проявление огненной силы золота. Это
заставляет вспомнить посвящение Фрейи из Гулльвейг в Хейд, когда
женщина-золото была трижды сожжена и возродилась как провидица.
Огни - важная часть празднования в это время, особенно костры.
Костер, разожженный трением дерева о дерево - вид самого сильного
волшебства, особенно чтобы отвести плохую судьбу, болезнь, или
проклятия: и ночь Вальбурга - самая сильная ночь для такой работы.
Через дым от таких костров проводили скотину, чтобы чистить и
защитить ее, люди прыгали через огонь, чтобы обрести добрую удачу.
Помимо всего прочего, обычай в , когда на таком костре кипятилась
вода в горшке и разбрызгивалась воды на людей скотину, страдающих от
болезней Такие костры часто складывались из древесины девяти пород.
Наряду с огнями, в традиционном праздновании ночи Вальбурга активно
используется растительность.
Для этого в основном использовалась береза, и процессия
останавливалась перед каждым домом. Хвойные породы также были
общепринятыми для Майского Дерева, возможно, потому что их иглы
считались защитой от злых существ .
Майское Дерево часто очищалось от коры и ветвей, оставлялась только
листва на самой верхушке. Эти деревья ярко символизируют
фонтанирующую силу возрождения и плодородия.
Яичные скорлупы также использовались, для украшения Майского Дерева,
подобно «яичным деревьям», до сих пор использующимся в Германии во
время Остары.
Майское дерево, по очевидным причинам, может трактоваться как
специфическое воплощение силы Фрейра, хотя в некоторых частях Швеции
ему придавалась форма женской фигуры.
В Англии к верхушке Майского Дерева того же типа крепятся длинные
ленты, обвиваемые вокруг него в традиционном «майском танце», дерево
оно также украшается ветками и цветами
Датское Майское дерево часто имеет форму креста, с венками,
свисающими с перекладины; оно также украшается зеленью и лентами.
В баварской и немецкой Богемии, Хранитель Знаний также наблюдал все
еще бытующий в народе обычай на Майский День украшать живые березы
во дворах цветными лентами.
В Дании, молодые женщины ходили в лес, чтобы делать венки из цветов,
которыми, когда они возвращались в деревню, они короновали Майского
Жениха (выбранный прошлогодней Майской Невестой); после этого он
выбирал девушку для коронации ее как его невесты.
В Германии юноша покрывался березовыми и ивовыми ветвями и зелеными
прутьями, так чтобы никто не мог его узнать; затем народ должен был
угадать его имя. Когда имя юноши было названо, его раскрывали и
ветви делились между всеми людьми, особенно молодыми девушками,
которые затем клали их на подоконники . Иногда он мог нырнуть в
водоем, так чтобы летящие от него брызги благословили стоящих
вокруг.
Здесь, очевидно, юноша представлялся воплощением Фрейра или
подобного бога, ненадолго приходящего в Мидгард, чтобы благословить
людей.
Майские Король и Королева, возможно, олицетворяли жизненную силу
Фрейра и Фрейи; также возможно, что - особенно в областях, где
выбирался только один правитель мая - они, представали в образе
жертвы, подобно девушке, принесенной в жертву Последнему Снопу . Эти события традиционно происходили не в ночь Вальбурга, а непосредственно в Майский День, что позволяло находиться под открытым небом всю ночь или снова встречаться с утра.
|
Блог сайта
Эзотерический магазин Сам себе Маг
Статистика сайта: Колл. посетителей за сегодня
|
|